Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Решайте задачи!
Вход
Русский язык ЕГЭ Вариант 1

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

№ 1(1)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?


1. История взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу как своеобразный культурный феномен.


2. Шляпу следует рассматривать как своеобразный культурный и художественный феномен, поскольку её история в России насчитывает 300 лет.


3. С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы.


4. История шляпы полна невероятных событий, которые позволяют её рассматривать не просто как элемент костюма.


5. Шляпа рассматривается как своеобразный культурный феномен, поскольку с человеком её связывает сложная история взаимоотношений.


(1)История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, _____ об особой роли шляпы. (2)С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. (3) Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный культурный и художественный феномен.


Предложения 2,3,4 передают второстепенную информацию.

Ответ: 15

№ 2(2)

Какой сочинительный союз должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Запишите это слово.


(1)История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, _____ об особой роли шляпы. (2)С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. (3) Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный культурный и художественный феномен.


Комментарий:

Однородные члены "причудах" и "роли" соединены парным союзом не столько...сколько.

Ответ: сколько

№ 3(3)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ЭЛЕМЕНТ, -а, м.


1. Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на элементы. Из каких элементов состоит культура? Природа — э. производства. Составные элементы чего-л. // Характерное движение, одна фигура какого-л. упражнения, танца и т.п. Гимнастические, танцевальные элементы. Разучивать э. фигурного катания.


2. чего или какой; книжн. Отдельная сторона, характерная особенность чего-л. Фантастический э. повести. Драма с элементами комедии. Э. бессознательности в поведении человека.


3. Спец. Деталь какого-л. сооружения, устройства; единица какого-л. множества. Сборные элементы лестницы. Полупроводниковые элементы. Интернациональные элементы лексики.


4. (С опр.). О человеке, личности как представителе какой-л. среды, социальной группы и т.п. Прогрессивные элементы общества. Посторонние элементы. Чуждый э. в коллективе. / (Без опр.). Неодобр. О плохом, вредном и т.п. человеке. Все знают, что ты за элемент!


5. Спец. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные части. Периодическая система элементов. Лёгкие элементы.


(1)История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, _____ об особой роли шляпы. (2)С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. (3) Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный культурный и художественный феномен.


Комментарий:

Исходя из контекста, слово "элемент" в третьем предложении текста употреблено в значении 1.

Ответ: 1

№ 4(4)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.


сливОвый

воссоздалА


нефтепровОд


Отрочество


наделИт


Комментарий:

Неверно: сливОвый. Правильно: слИвовый. Ударение на «и» в прилагательном «сливовый» сохраняется во всех родах и во всех падежных формах.

Ответ: сливовый

№ 5(5)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


1. Чарский был один из КОРЕННЫХ жителей Петербурга.


2. Это была самая симпатичная сотрудница в отделе, тихая и БЕЗОТВЕТНАЯ.


3. Авторская позиция глубоко ЭТИЧНА, и из статьи ещё раз можно убедиться, что Сергей Викторович - очень хороший человек.


4. Наверное, никакой мудрец не разрешит этой ВЕЛИКОЙ тайны любви.


5. Трагедия не вызывала в слушателях недоумения, она будила в их душах сочувственный ОКЛИК, созвучное настроение.


Комментарий:

Неверно употреблено слово "оклик". Правильно: "отклик".


Оклик - обращения для привлечения внимания к себе.


Отклик - ответ на зов, обращение.

Ответ: отклик

№ 6(6)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.


Комментарий:

УДЕЛЯТЬ можно внимание, а заботу ПРОЯВЛЯТЬ.


правильный ответ — внимание

Ответ: внимания

№ 7(7)

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


заключить ДОГОВОРЫ


не более ПОЛУТОРА метров


МОЛОЖЕ сестры


совсем ОЗЯБНУЛ


известные ПРОФЕССОРА


Комментарий:

Правильно: "озяб". У приставочных глаголов прошедшего времени с суффиксом –ну- наблюдается процесс вытеснения суффиксальных форм краткими: воскреснуть – воскрес, завянуть – завял, скиснуть – скис, озябнуть - озяб

Ответ: озяб

№ 8(8)

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью 1) Участники экспедиции, посетивший остров, совершили настоящее открытие.
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом2) После сна, продолжавшегося более двух часов, он был бодр и свеж.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом3) Этот учёный не только сделал технологии доступными, но и понятными всем.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами4) Правду говорят: писателям известно о жизни чуть больше, чем остальным.
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением5) Совершая необдуманные поступки, людям трудно вовремя остановиться.
6) Остроту зрения обеспечивает спинномозговой нерв, расположенный в районе второго шейного позвонка.
7) Большую часть своих фельетонов сатирик опубликовал в журнале «Крокодиле».
8) Вы, конечно, верно заметили, что пусть, Митя, всё так и остаётся



Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков


Комментарий:

В предложении 8 присутствуют признаки прямой («Митя» –обращение) и косвенной речи («заметили, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, убрав обращение и верно присоединив придаточную часть к главной.


В предложении 1 причастный оборот не согласован с определяемым словом. Правильно: участники, посетившИЕ остров.


В предложении 5 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к глаголу"остановиться".


В предложении 3 однородные члены соединены двойным союзом "не только но и", но первая часть союза оторвана. Правильно: Этот учёный сделал технологии не только доступными, но и понятными всем.


В предложении 7 определяемое слово: журнале. Приложение: Крокодиле. Нужно согласовать приложение с определяемым словом (Журнале"Крокодил") либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Крокодиле» будет зависеть от глагола «опубликовал».

Ответ: 81537

№ 9(9)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.


1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник


2) сп..ши (на урок), за..вить, ум..лять (достоинства)


3) к..лбаса, п..стила, предл..жение


4) б..стион, к..вычки, в..нтиляция


5) пом..рить (поссорившихся), зав..нтить, об..жал (синоним опечалил)


Комментарий:

1) пл..вник— чередование в корнях ПЛАВ/ПЛОВ


3) предл..жение — чередование в корнях ЛАГ/ЛОЖ


4) б..стион — словарное слово


2) сп..ши — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово СПЕШКА (на урок), за..вить — проверочное слово ЗАЯВКА, ум..лять — проверочное слово МАЛО (достоинства)


5) пом..рить (поссорившихся) — проверочное слово МИР, зав..нтить — проверочное слово ВИНТ, об..жал (малыша) — проверочное слово ОБИДА


правильный ответ — 25

Ответ: 25

№ 10(10)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.


1) не..говорчивый, и..виваться, бе..численный


2) пр..рывистый, пр..образование, пр..увеличение


3) в..едливый, из..ять, трёх..игольный


4) з..ковать, не..хваченный, н..расхват


5) с..змала, об..скивать, пред..дущий


Комментарий:

1) не..говорчивый — приставка С- (неизменяемая), и..виваться — приставка ИЗ-(зависит от последующей буквы)


2) пр..рывистый — приставка ПРЕ- (в значении ПЕРЕ), пр..образование — приставка пПРЕ- (в значении ПЕРЕ), пр..увеличение — приставка ПРЕ- (в значении ОЧЕНЬ)


3) в..едливый — пишем Ъ (после приставки перед е), из..ять — пишем Ъ (после приставки перед я), трёх..игольный — не пишем Ъ (после приставки, но корень не наяинается не на е, не на ё, не на ю, не на я)


4) з..ковать — приставка ЗА- (единообразная), не..хваченный — приставка О- (единообразная)


5) с..змала — пишем Ы (после русской приставки, заканчивающейся на согласный, корень начинается с И), об..скивать — пишем Ы (после русской приставки, заканчивающейся на согласный, корень начинается с И), пред..дущий — пишем Ы (после русской приставки, заканчивающейся на согласный, корень начинается с И)


одинаковые буквы вставили в заданиях — 25

Ответ: 25

№ 11(11)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) вышаг..вать, насмешл..вый


2) фасол..вый, накрахмал..ть


3) обрад..вать, мех..вой


4) выздоров..вший, недогадл..вость


5) прицел..вающийся, засушл..вый


Комментарий:

1) вышаг..вать — глагол, в форме 1го лица единственного числа настоящего времени (я вышагИВАЮ), пишем И, насмешл..вый — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЛИВ, пишем И


2) фасол..вый — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЕВ, пишем Е, накрахмал..ть — неопределённая форма глагола


3) обрад..вать — глагол, в форме 1го лица единственного числа настоящего времени (я обрадУЮ), мех..вой — после твёрдых согласных пишем суффикс -ов-


4) выздоров..вший — не зависит от спряжения, перед суффиксовм ВШ пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -еть, пишем Е, недогадл..вость — пишем И— прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЛИВ, пишем И


5) прицел..вающийся — причастие, в форме 1го лица единственного числа настоящего времени (я прицелИВАЮСЬ), пишем И, засушл..вый — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЛИВ, пишем И


одинаковые буквы в вариантах — 135

Ответ: 135

№ 12(12)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) сия..шь, закле..вший


2) представ..шься , отправл..нный


3) налад..шь , скле..нный


4) онеме..шь, ожида..мый


5) перелож..шь, довер..вший


Комментарий:

1) сия..шь — пишем Е, глагол I спряжения, закле..вший— не зависит от спряжения, перед суффиксом ВШ пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ить, пишем И


2) представ..шься — пишем И, глагол II спряжения, отправл..нный — не зависит от спряжения, перед суффиксом –НН- пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -еть, пишем Е


3) налад..шь — пишем И, глагол II спряжения, скле..нный— не зависит от спряжения, перед суффиксом –НН- пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ить, пишем Е


4) онеме..ш ь— пишем Е, глагол I спряжения, ожида..мый — пишем Е, причастие, образованное от глагола I спряжения


5) перелож..шь— пишем И, глагол II спряжения, довер..вший— не зависит от спряжения, перед суффиксом ВШ пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ить, пишем И


одна и та же буква - 45

Ответ: 45

№ 13(13)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.


2. Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.


3. Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.


4. Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.


5. Лось — зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.


Комментарий:

" Не думая" пишется раздельно, это деепричастие.


"Несмотря на" пишется слитно, это производный предлог.


"Не видно" пишется раздельно, это предикативное наречие.


"Не было" пишется раздельно, не с глаголом пишется раздельно.


"Не простой" пишется раздельно, есть слово "далеко".

Ответ: несмотря

№ 14(14)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


1. Он всегда появлялся внезапно и ТАК(ЖЕ), как его брат, внезапно исчезал, ЧТО(БЫ) через год появиться снова.


2. Имейте (В)ВИДУ, что одно и ТО(ЖЕ) событие по-разному воспринимается разными людьми.


3. (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ месяца вы должны будете ежедневно принимать эти таблетки.


4. Солнце уже светило (С)БОКУ, и дорога, укатанная после дождя телегами, уходила (В)ДАЛЬ, зыбкую, подёрнутую туманом.


5. (В)СЛЕДСТВИЕ инцидента никто не пострадал, но садовый дом сгорел (ДО)ТЛА


Комментарий:

Так же пишется раздельно (так...как). Чтобы пишется слитно, это союз.


В виду пишется раздельно, это существительное с предлогом. Иметь в виду - устойчивое выражение. То же пишется раздельно, то - это указательное местоимение, относится к существительному "событие".


Итак пишется слитно, это вводное слово. В течение пишется раздельно, это производный предлог.


Сбоку пишется слитно, это наречие. В даль пишется раздельно, это существительное с предлогом, есть зависимые слова.


Вследствие пишется слитно, это производный предлог. Дотла пишется слитно, это наречие.


Ответ: вследствие дотла

Ответ: вследствие дотла

№ 15(15)

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.


Я видел много озёр с водой цвета олова, слушал стари(1)ые песни, видел нашу деревя(2)ую Флоренцию — церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдова(3)о и осталось нам от тех времён, когда первозда(4)ая тишина земли ещё не нарушалась ни одним пороховым взрывом.


Комментарий:

СтариННые - образовано от слова "старина".


ДеревяННую - слово-исключение.


ЗаколдоваНо - краткое причастие.


ПервоздаННая - две н на стыке морфем.

Ответ: 124

№ 16(16)

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


1. Бросились туда и стар и млад.


2. В дни праздников на городской площади устраивались если не спортивные игры то театрализованные представления.


3. Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.


4. Захотел медведь мёду да вспомнил про пчёл.


5. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.


Комментарий:

В предложении 1 запятые не нужны.


В предложение 2 однородные члены соединены парным союзом. Нужна одна запятая


В предложении 3 однородных членов более двух, запятая ставится перед каждым повтором. Нужны две запятые.


В предложении 4 нужна запятая перед противительным союзом да в значении но.


В предложении 5 запятая не нужна, так как части сложносочиненного предложения имеют общий однородный член.

Ответ: 24

№ 17(17)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Сергей Юрьевич помолчал (1) глядя в окно (2) и (3) повернувшись ко мне (4) снова принялся за объяснения.


Комментарий:

Запятые на месте цифр 1,2,3,4 нужны для обособления деепричастных оборотов.

Ответ: 1234

№ 18(18)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.


Рассказы Чехова (1) кажется (2) не имеют ни начала, ни конца: они - сплошная середина, вроде той черепахи, когда она спрячет хвост и голову. Однако (3) в них, если приглядеться, и хвост, и голова (4) несомненно (5) имеются, хоть и (6) порой (7) они втянуты внутрь.


Комментарий:

В этом отрывке запятые нужны на месте цифр 1,2,4 и 5 для обособления вводных слов.

Ответ: 1245

№ 19(19)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Я ничего не имею против писателей (1) которые считают (2) что искусство и литература ничему не служат (3) что они игра свободных внутренних сил (4) которая никак не касается жизни (5) и не отвечает перед ней.


Комментарий:

Запятые на месте цифр 1,2,3 и 4 нужны для обособления придаточных предложений. [- =] - каких? (- =) - что? (что - и - =) - что? (- =) - какая? ( - = и =).

Ответ: 1234

№ 20(20)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Фильм произвёл на нас сильное впечатление (1) и (2) когда мы возвращались из кинотеатра домой (3) то вспоминали меткие фразы (4) которыми так и сыпал главный герой.


Комментарий:

Запятые на месте цифр 1,3 и 4 нужны для разграничения простых предложений в составе сложного.


На месте цифры 2 запятая не нужна, так как далее следует вторая часть союза - то.

Ответ: 134

№ 21(21)

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1) После того как с изобретением винта и реактивного двигателя мир становился для новых поколений все меньше и меньше, родилось представление, что людям прошлого он должен был казаться соответственно больше и до Колумба вообще был бесконечным, а океаны — неодолимыми. (2) В учебных пособиях, говорящих о судостроении, прочно утвердилось положение, что первоначально человек одолевал небольшие водные пространства верхом на бревне. (3) Затем, чтобы не мочить ноги, он додумался выдалбливать бревно топором и выжигать огнем, а по мере того как отваживался на поединок со все более высокими волнами — наращивал долбленку досками по бокам. (4) Несомненно, первая забота человека при создании судов – обеспечить плавучесть. (5) В разных концах света цель эта достигалась двумя совершенно разными способами. (6) Один — сборка пропускающей воду конструкции из плавучих элементов, вместе обеспечивающих достаточную плавучесть, чтобы нести команду и груз. (7) Второй — изготовление водонепроницаемого корпуса, плавучесть которого обеспечивается не родом материала, а за счет вытеснения воды воздухом.


1 - тире в неполном предложении 3 - тире в БСП 4 - тире между подлежащим и сказуемым 6 - тире в неполном предложении 7 - тире в неполном предложении


167

Ответ: 167

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

МГНОВЕНИЕ

(1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?


(4)Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепеляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то пересечении космических осей координат летит, вращается слабая пылинка — Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок существования согласно общим законам вселенского механизма.


(5)Невозможно согласиться, что в её рождении уже заложен последний миг прощания, что смерть — нерасторжимая уже тень жизни, неразлучный её спутник в солнечные дни радости, любви, молодости, успеха, и чем ближе к закату, тем длиннее и заметнее роковая тень.


(6)Вечность — это бесконечное время, и вместе с тем нет времени у вечности.


(7)Если долголетие Земли — лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека — мгновение наикратчайшего мгновения.


(8)26 января 1976 года в северном полушарии неба взорвалась звезда размером с наше Солнце, и загадочный гигантский взрыв продлился всего сорок минут, выплеснув в пространство такое количество энергии, которой хватило бы Земле и нам, грешным, на миллиард лет.


(9)Никому не известно, с чем был связан этот взрыв — со смертью или рождением новой звезды, или, может быть, агония стала рождением, или, может быть, было непостижимое высвобождение ядерной энергии, гибель звезды, её превращение в чёрную дыру, необычайной плотности небесное тело, которому в предназначенный миг тоже суждено взорваться и умереть, смертью своей образуя совсем уж загадочную белую дыру.


(10)Кто точно ответит, каким законам, каким силам Вселенной подчинена стихия и эволюция, периоды жизни и час смерти, рычаги превращения жизни в смерть и смерти в жизнь?


(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость. (12)Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13)Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле — большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни. (14)Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил. (15)Как иначе осмыслить это?


(16)Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?


(17)Но человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица пылинки-Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе.


(18)3нает ли человек, что он обречён?.. (19)Беспокойная эта мысль лишь изредка мелькает в его сознании, он отстраняет её, он защищается, успокаивается надеждой — нет, роковое, неизбежное не случится завтра, ещё есть время, ещё есть десять лет, пять лет, два года, год, несколько месяцев...


(20)Он не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего пота и простеньких плотских удовольствий. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.


(22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему- то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её. (24)Человеку мнится, что он обладает наивысшей властью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен. (25)Он надолго не задумывается о том, что лето сменяется осенью, молодость — старостью и даже ярчайшие звёзды гаснут. (26)В его убеждённости — пружины движения, энергии, действия, страстей. (27)В его гордыне - легкомыслие зрителя, уверенного, что занимательный фильм жизни будет длиться непрерывно.


(28)Не преисполнено ли гордыни и искусство в самонадеянном желании познать мгновения мгновений бытия, в надежде передать человеку чужой опыт разума и опыт чувства и таким образом остаться бессмертным?


(29)Но без этого убеждения нет идеи человека и нет искусства.


(По Бондареву *)


* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) - русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».

№ 22(24)

Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.


1. Невозможно объяснить, почему так быстротечна молодость и так длительна старость человека.


2. Добро и зло, жизнь и смерть — это две стороны бытия, которые невозможно разъединить.


3. Жизнь большинства людей состоит из великих страданий и великих радостей.


4. Человек обладает наивысшей властью на Земле, поэтому он не впадает в отчаяние перед неизбежностью смерти.


5. Большинству людей не дано познать смысл собственной жизни.


Высказывание 3 противоречит предложению номер 20 из текста.


Высказывание 4 противоречит предложению номер 24 из текста.

Ответ: 34

№ 23(25)

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.


1. В предложениях 1-3 представлено рассуждение.


2. Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.


3. В предложении 16 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 15.


4. В предложениях 22—23 представлено описание.


5. Содержание предложения 21 представляет собой вывод, следствие из предложения 20.


1. (1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?


2. (13)Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле — большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни. (14)Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил.


3. (15)Как иначе осмыслить это? (16)Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?


4. (22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему-то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её.


5. (20)Он не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего пота и простеньких плотских удовольствий. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.


Комментарий:

Предложение 16 является вопросительным предложением.


Предложения 22-23 представляют собой рассуждение.


Предложение 21 продолжает мысль, высказанную в предложении 20.

Ответ: 345

№ 24(26)

Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).


(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость.


Комментарий:

Антонимическая пара: молодость-старость.


Молодость - юный возраст от отрочества до зрелых лет.


Старость - период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти.


Пара «быстротечна-длительна» не подходит, потому что это КОНТЕКСТНЫЕ синонимы.

Ответ: молодость старость

№ 25(27)

Среди предложений 21—24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.


(21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.(22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему-то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её. (24)Человеку мнится, что он обладает наивысшей властью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен.


Предложение номер 23 связано с предыдущим с помощью сочинительного союза "но" и указательного местоимения "это".

Ответ: 23

№ 26(28)

«Юрий Бондарев обращается к самым сложным вопросам, испокон веков волновавшим человека, приглашая читателей к совместному размышлению с помощью (А) _____ (предложения 1, 2, 3, 15,18 и др.). Непостижимую сложность мирового устройства писатель изображает с помощью различных лексических средств, таких как (Б) _____ («начала» — «концы», «жизнь» — «смерть» в предложении 3), (В) ______ («гигантском вихре», «загадочный взрыв»), а также (Г) _____ («ливни огненной карусели», «вселенского механизма» в предложении 4, «жёрдочки любви и искусства» в предложении 21)».


Список терминов:


1) эпитеты


2) антонимы


3) метафора


4) градация


5) парцелляция


6) односоставные предложения


7) сравнение


8) вопросительные предложения


9) риторическое восклицание


А. (1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный? (15)Как иначе осмыслить это? (18)3нает ли человек, что он обречён?..


Б. (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?


Г. (4)Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепеляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то пересечении космических осей координат летит, вращается слабая пылинка — Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок существования согласно общим законам вселенского механизма. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.


«Юрий Бондарев обращается к самым сложным вопросам, испокон веков волновавшим человека, приглашая читателей к совместному размышлению с помощью (А) вопросительных предложений(предложения 1, 2, 3, 15,18 и др.). Непостижимую сложность мирового устройства писатель изображает с помощью различных лексических средств, таких как (Б) антонимы(«начала» — «концы», «жизнь» — «смерть» в предложении 3), (В) эпитеты(«гигантском вихре», «загадочный взрыв»), а также (Г) метафора(«ливни огненной карусели», «вселенского механизма» в предложении 4, «жёрдочки любви и искусства» в предложении 21)».

Ответ: 8213

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.


Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.


Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.


Объём сочинения – не менее 150 слов.


Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

]Примерный круг проблем Авторская позиция


МГНОВЕНИЕ

(1)Что же руководит миром и всеми нами? (2)Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (З)Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?


(4)Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепеляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то пересечении космических осей координат летит, вращается слабая пылинка — Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок существования согласно общим законам вселенского механизма.


(5)Невозможно согласиться, что в её рождении уже заложен последний миг прощания, что смерть — нерасторжимая уже тень жизни, неразлучный её спутник в солнечные дни радости, любви, молодости, успеха, и чем ближе к закату, тем длиннее и заметнее роковая тень.


(6)Вечность — это бесконечное время, и вместе с тем нет времени у вечности.


(7)Если долголетие Земли — лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека — мгновение наикратчайшего мгновения.


(8)26 января 1976 года в северном полушарии неба взорвалась звезда размером с наше Солнце, и загадочный гигантский взрыв продлился всего сорок минут, выплеснув в пространство такое количество энергии, которой хватило бы Земле и нам, грешным, на миллиард лет.


(9)Никому не известно, с чем был связан этот взрыв — со смертью или рождением новой звезды, или, может быть, агония стала рождением, или, может быть, было непостижимое высвобождение ядерной энергии, гибель звезды, её превращение в чёрную дыру, необычайной плотности небесное тело, которому в предназначенный миг тоже суждено взорваться и умереть, смертью своей образуя совсем уж загадочную белую дыру.


(10)Кто точно ответит, каким законам, каким силам Вселенной подчинена стихия и эволюция, периоды жизни и час смерти, рычаги превращения жизни в смерть и смерти в жизнь?


(11)Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость. (12)Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13)Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле — большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни. (14)Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил. (15)Как иначе осмыслить это?


(16)Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?


(17)Но человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица пылинки-Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе.


(18)3нает ли человек, что он обречён?.. (19)Беспокойная эта мысль лишь изредка мелькает в его сознании, он отстраняет её, он защищается, успокаивается надеждой — нет, роковое, неизбежное не случится завтра, ещё есть время, ещё есть десять лет, пять лет, два года, год, несколько месяцев...


(20)Он не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего пота и простеньких плотских удовольствий. (21)При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.


(22)И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23)Но и это почему- то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её. (24)Человеку мнится, что он обладает наивысшей властью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен. (25)Он надолго не задумывается о том, что лето сменяется осенью, молодость — старостью и даже ярчайшие звёзды гаснут. (26)В его убеждённости — пружины движения, энергии, действия, страстей. (27)В его гордыне - легкомыслие зрителя, уверенного, что занимательный фильм жизни будет длиться непрерывно.


(28)Не преисполнено ли гордыни и искусство в самонадеянном желании познать мгновения мгновений бытия, в надежде передать человеку чужой опыт разума и опыт чувства и таким образом остаться бессмертным?


(29)Но без этого убеждения нет идеи человека и нет искусства.


(По Бондареву *)


* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) - русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».