Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Решайте задачи!
Вход
Русский язык ЕГЭ Вариант 2

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

№ 1(31)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?


1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.


2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.


3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.


4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.


5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».


(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».


Предложения 2, 4 и 5 противоречат содержанию текста.

Ответ: 13

№ 2(32)

Какой сочинительный союз должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово.


(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».


Исходя из контекста, на месте пропуска в 3 предложении может стоять только слово "тоже".

Ответ: тоже

№ 3(33)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


ПРИРОДА, -ы, ж.


1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).


2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.


3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).


4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.


(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».


Исходя из контекста, слово "природа" в 3 предложении употреблено в значении 4.

Ответ: 4

№ 4(34)

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.


облилАсь


дозвонЯтся


нАживший


налитА


начАв


Неверно: нАживший. Правильно: нажИвший.

Ответ: наживший

№ 5(35)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы


2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.


3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...


4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.


5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.


Неверно употреблено слово "этичным". Правильно "этическим".


Этичный — соответствующий правилам этики.


Этический — моральный, нравственный.

Ответ: этическим

№ 6(36)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.


каштановым может быть цвет волос, а глаза — КАРИЕ


правильный ответ—карими

Ответ: карими

№ 7(37)

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ


ПОЕЗЖАЙ вперёд


ЧЕТВЕРО саней


ПОПРОБУЕМ решить


нет ВРЕМЕНИ


Правильно "выше" или "более высоко", так как согласно нормам образования сравнительной степени наречия слово "более" присоединяется только к начальной форме наречия.

Ответ: выше или более высок

№ 8(38)

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


]ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега.
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом членами 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести.
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика.
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения.
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня.


В предложении 1 причастный оборот не согласован с определяемым словом. Правильно: Ватикан - единственное государство в мире не имеющЕЕ своего народа.


В предложении 6 название романа, имя собственное, ставится в именительный падеж, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название - роман. Правильно: До появления романа "БелАЯ гвардиЯ" М.Булгакова воспринимали только как сатирика.


В предложении 7 однородные члены связаны парным союзом не только....но и. Части парного союза должны соединять непосредственно однородные члены


В предложении 8 подлежащее "никто" требует сказуемое в форме единственного числа. Правильно: Никто, кроме родителей, не поддержал меня.


В предложении 9 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому "открылся".

Ответ: 69718

№ 9(39)

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.


1) кн..гиня, ижд..венец, пл..вник


2) сп..ши (на урок), за..вить, ум..лять (достоинства)


3) к..лбаса, п..стила, предл..жение


4) б..стион, к..вычки, в..нтиляция


5) пом..рить (поссорившихся), зав..нтить, об..жал (малыша)


1) пл..вник — чередование в корнях ПЛАВ/ПЛОВ


2) сп..ши (на урок) — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово СПЕШКА, за..вить — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово ЯВИТСЯ, ум..лять (достоинства) — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово МАЛО


3) предл..жение — чередование в корнях ЛАГ/ЛОЖ


4) к..вычки — словарное слово


5) пом..рить (поссорившихся) — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово МИР, зав..нтить — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово ВИНТ, об..жал (малыша) — безударная проверяемая гласная корня, проверочное слово ОБИДА


правильный ответ — 25

Ответ: 25

№ 10(40)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.


1) вз..скательный, пред..стория, раз..грать


2) пре..плечье, на..кусить, о..фильтровать


3) и..головье, бе..прекословный, ра…плавленный


4) пр..образить, непр..взойдённый, пр…балтийский


5) по..сыпать, на..резать, по..писать


1) вз..скательный — пишем Ы (после русской приставки, заканчивающейся на согласный, корень начинается с И), пред..стория — пишем Ы (после русской приставки, заканчивающейся на согласный, корень начинается с И), раз..грать — пишем Ы (после русской приставки, заканчивающейся на согласный, корень начинается с И)


2) пре..плечье — приставка ПРЕД- (единообразная), о..фильтровать — приставка ОТ- (единообразная)


3) и..головье — приставка ИЗ- (зависит от последующей буквы), бе..прекословный — приставка БЕС-(зависит от последующей буквы)


4) пр..образить — приставка ПРЕ- (в значении ПЕРЕ), пр…балтийский — приставка ПРИ- (в значении РЯДОМ, БЛИЗКО)


5) по..сыпать — приставка ПОД- (единообразная), на..резать — приставка НАД- (единообразная), по..писать — приставка ПОД- (единообразная)


одинаковые буквы вставили в заданиях — 15

Ответ: 15

№ 11(41)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) понаде..вшись, щавел..вый


2) удоста..вать, черешн..вый


3) душ..нка, взвеш..нный


4) марл..вый, чист..нький


5) удва..вать, выздоравл..вать


1) понаде..вшись — не зависит от спряжения, перед суффиксовм ВШ пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ять, пишем Я, щавел..вый — после мягких согласных пишем суффикс -ев-


2) удоста..вать — глагол, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я удостаИВАЮ), пишем И, черешн..вый — после мягких согласных пишем суффикс -ев-


3) душ..нка — в суффиксах существительных под ударением после шипящих основы пишется О , взвеш..нный — страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано; взвесИТЬ, вместо И пишем Е


4) марл..вый — после мягких согласных пишем суффикс -ев-, чист..нький — пишем Е, после мягких согласных - суффикс -еньк-


5) удва..вать— глагол, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я удваИВАЮ), пишем И , выздоравл..вать— глагол, в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (я выздоравлИВАЮ), пишем И


одинаковые буквы в вариантах — 45

Ответ: 45

№ 12(42)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) пил..шь, встреч..нный


2) подкле..шь, закруч..нный


3) завяж..шь, потуш..нный


4) вер..щий, наде..ться


5) бор..шься, знач..мый


1) пил..шь — пишем И, глагол II спряжения, встреч..нный — не зависит от спряжения, перед суффиксом –НН- пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ить, вместо И пишем Е


2) подкле..шь — пишем И, глагол II спряжения, закруч..нный— не зависит от спряжения, перед суффиксом –НН- пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ить, вместо И пишем Е


3) завяж..шь — пишем Е, глагол I спряжения, потуш..нный — не зависит от спряжения, перед суффиксом –НН- пишется та же буква, что и в окончании инфинитива, глагол оканчивается на -ить, вместо И пишем Е


4) вер..щий — пишем Я, причастие, образованное от глагол II спряжения, наде..ться — пишем Я, неопределённая форма глагола


5) бор..шься — пишем Е, глагол I спряжения, знач..мый— пишем И, причастие, образованное от глагол II спряжения


одна и та же буква - 34

Ответ: 34

№ 13(43)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.


2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.


3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.


4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий — какой-то сонный.


5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.


"Не успевшим" пишется раздельно, есть зависимое слово "еще".


"Невидимое" пишем слитно, можем заменить синонимичным прилагательным.


"Непокрытой" пишем слитно, так это полное причастие без зависимого слова.


"Неяркий" пишем слитно, так как можно заменить синонимом.


"Незначительная" пишем слитно, так как можно заменить синонимом.

Ответ: неуспевшим

№ 14(44)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.


2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.


3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.


4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.


5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.


"Изредка" пишем слитно, это наречие. "В течение" пишем раздельно, это производный предлог.


"Кое-где" пишем через дефис, "кое" это приставка. "Будто" пишем слитно, это союз.


"Вновь" пишем вместе, это наречие. "Сначала" пишем вместе, это наречие.


"В отличие" пишем раздельно, это производный предлог. "Вблизи" пишем слитно, это наречие.


"Так же" пишем раздельно, сочетание "так же....как". "Что бы" пишем раздельно, "бы" - частица, относится к глаголу "брался".

Ответ: вновь сначала

№ 15(45)

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.


Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.


КуплеННые — образовано от глагола совершенного вида.


УпаковаНы — краткое причастие.


СложеНы — краткое причастие.


КартоННые — образовано от слова "картон".

Ответ: 14

№ 16(46)

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта 
и запечатлевается в его лирических строках.


2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.


3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.


4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.


5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.


В предложении 1 запятая не нужна, так как союз и связывает разные группы однородных членов.


В предложении 2 запятая не нужна, так как это простое предложение.


В предложении 3 нужна одна запятая, повторяющийся союз то, запятая ставится при повторе союза.


В предложении 4 запятые ставятся между однородными членами предложения, связанными повторяющимися союзами.

Ответ: 35

№ 17(47)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.


Запятые на месте цифр 1 и 3 нужны для обособления деепричастного оборота.


Запятая на месте цифры 4 нужна для обособления причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Ответ: 134

№ 18(48)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.


От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.


На месте цифр 1 и 2 запятые нужны для обособления вводного слова.


На месте цифр 3 и 5 запятые нужны для обособления вводного предложения.

Ответ: 1235

№ 19(49)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.


Необходимы все запятые для выделения придаточных предложений.

Ответ: 1234567

№ 20(50)

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.


Запятые на месте цифр 1 и 5 нужны для выделения придаточных предложений.


Запятые на месте цифр 2 и 3 не нужны, так придаточные однородные.


На месте цифры 4 запятая при двух стоящих рядом подчинительных союзах не ставится, так как далее следует вторая часть союза — то.

Ответ: 15

№ 21(51)

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Матросы сбросили с правого борта яхты крепкий канат с крюком, на который была насажена приманка – большой кусок свиного сала. (2) Джон Манглс не ошибся – это действительно была самая прожорливая из акул: рыба-молот. (3)И пассажиры и команда «Дункана» с напряженным вниманием следили за акулой. (4) Миг – и огромная приманка исчезла в ее объемистой пасти. (5)Еще миг – и акула, сильно дернув за канат, сама насадила себя на крюк. (6)Тут матросы, не теряя времени, принялись подтягивать добычу при помощи блоков, прикрепленных к грот-рею. (7) Еще несколько мгновений – и акула была поднята над бортовыми сетками и сброшена на палубу.



Ответ: 457

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей; Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».


(6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними заново историю любимых героев.


(8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма; ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.


(12)...Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.


(16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы.


(21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву.


(22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)«Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал.


(27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (З0)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.


(ЗЗ)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов.


(36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39) В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища.


(41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега.


(44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы.


(49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина. (53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дважды объявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом.


(По Ю. Нагибину *)


* Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — российский писатель, прозаик, журналист, корреспондент. Учился во ВГИКе на сценарном факультете, окончить который не удалось: напарюсь война. Тема войны, впечатления, воспоминания впоследствии нашли отражение в его военных рассказах. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял работы над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были очень популярны.


В середине 50-х годов один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной». В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.).


Много сил Нагибин отдал кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др.

№ 22(53)

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1. «Три мушкетёра» — первая книга, которую я сам прочитал семи-восьмилетним мальчишкой.


2. Превратившись в мушкетёров, мы придумывали для них свои собственные сцены.


3. Последние годы мы виделись редко, потому что ослабли связующие нас нити.


4. О судьбе своих товарищей я узнал, ещё находясь на фронте, поскольку получал от них письма.


5. Такие, как Павел, спасли нашу страну от немецких захватчиков.


(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей; Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».


(6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними заново историю любимых героев.


(8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма; ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.


(12)...Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.


(16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы.


(21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву.


(22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)«Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал.


(27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (З0)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.


(ЗЗ)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов.


(36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39) В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища.


(41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега.


(44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы.


(49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина. (53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дважды объявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом.


(По Ю. Нагибину *)


* Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — российский писатель, прозаик, журналист, корреспондент. Учился во ВГИКе на сценарном факультете, окончить который не удалось: напарюсь война. Тема войны, впечатления, воспоминания впоследствии нашли отражение в его военных рассказах. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял работы над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были очень популярны.


В середине 50-х годов один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной». В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.).


Много сил Нагибин отдал кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др.


Высказывание 2 противоречит предложению 9 из текста.


Высказывание 3 противоречит предложениям 13-14 из текста.


Высказывание 4 противоречит предложению 21 из текста.

Ответ: 15

№ 23(54)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.


1. В предложениях 1—5 содержатся элементы рассуждения.


2. В предложении 11 раскрывается причина того, о чём говорится в предложениях 9, 10.


3. В предложениях 12—15 представлено повествование.


4. В предложениях 36—43 содержатся элементы повествования.


5. Предложение 49 противопоставлено по содержанию предложению 48.


1. (1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей; Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».


2. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.


3. (12)...Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.


4. (36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39) В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища. (41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега.


5. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы. (49)Иначе сложилась судьба Бориса.


В предложения 12-15 содержатся элементы рассуждения.


Предложения 48 и 49 рассказывают о разных героях. 48 - о Николае. 49 - о Борисе.

Ответ: 124

№ 24(55)

Из предложений 46—48 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).


(46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы.


Синонимическая пара: подвиг - отважное деяние.


Подвиг - доблестное, важное для многих людей действие, героический поступок, совершенный в трудных условиях.

Ответ: подвиг деяние

№ 25(56)

Среди предложений 27—32 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью наречия. Напишите номер этого предложения.


(27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (З0)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.


Предложение 29 связано с предыдущим с помощью наречия "там".

Ответ: 29

№ 26(57)

«Детская дружба, как правило, бывает самой крепкой. Четверо друзей, играющих в мушкетёров, сами того не подозревая, вынесли из своего детства и сохранили дружбу, полную бескорыстия и самопожертвования. Не случайно поэтому в первые же дни войны они все отправились на фронт. Повествуя о дружбе четверых мальчишек и рассказывая об их героическом военном прошлом, автор использует такие синтаксические средства, как (А) _____ (в предложениях 8, 13, 33), (Б) ____ (в предложениях 21, 41, 51, 52). Выразительность авторскому стилю придают и многочисленные лексические средства: (В) ____ («прочитанное сплетается» в предложении 5, «пути разошлись» в предложении 13, «тень вечности скользнула» в предложении 18), а также (Г) _____ («тесная дружба» в предложении 11, «беспечная дерзость» в предложении 47, «беспримерный путь» в предложении 50)».


Список терминов:


1) ряды однородных членов предложения


2) разговорные конструкции


3) эпитеты


4) парцелляция


5) обособленные члены


6) антонимы


7) метафоры


8) оксюморон


9) фразеологизмы


А. (8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма; ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (ЗЗ)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей.


Б. (21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву. (41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина.


В. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров». (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом.


Г. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата.


«Детская дружба, как правило, бывает самой крепкой. Четверо друзей, играющих в мушкетёров, сами того не подозревая, вынесли из своего детства и сохранили дружбу, полную бескорыстия и самопожертвования. Не случайно поэтому в первые же дни войны они все отправились на фронт. Повествуя о дружбе четверых мальчишек и рассказывая об их героическом военном прошлом, автор использует такие синтаксические средства, как (А) ряды однородных членов предложения. (в предложениях 8, 13, 33), (Б) обособленные члены (в предложениях 21, 41, 51, 52). Выразительность авторскому стилю придают и многочисленные лексические средства: (В) метафоры («прочитанное сплетается» в предложении 5, «пути разошлись» в предложении 13, «тень вечности скользнула» в предложении 18), а также (Г) эпитеты («тесная дружба» в предложении 11, «беспечная дерзость» в предложении 47, «беспримерный путь» в предложении 50)».

Ответ: 1573

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.


Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.


Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.


Объём сочинения – не менее 150 слов.


Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


]Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема детской дружбы и детских игр. (Какие черты характера закладываются в детстве и как они зависят от игр?) 1. В детстве игры с друзьями привлекают часто не интригой и театральностью, а атмосферой тесной дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия.


(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей; Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».


(6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними заново историю любимых героев.


(8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма; ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.


(12)...Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.


(16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы.


(21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву.


(22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)«Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал.


(27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (З0)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.


(ЗЗ)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов.


(36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39) В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища.


(41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега.


(44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы.


(49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина. (53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дважды объявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом.


(По Ю. Нагибину *)


* Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — российский писатель, прозаик, журналист, корреспондент. Учился во ВГИКе на сценарном факультете, окончить который не удалось: напарюсь война. Тема войны, впечатления, воспоминания впоследствии нашли отражение в его военных рассказах. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял работы над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были очень популярны.


В середине 50-х годов один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной». В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.).


Много сил Нагибин отдал кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др.