Запишите слово, пропущенное в схеме
Запишите слово, пропущенное в схеме
Пояснение.
Деятельность делится на две части: практическую и духовную.
Ответ: духовная.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Природа, общество, экономика, политика, система.
Пояснение.
Природа и общество — это системы. При этом общество — часть материального мира, обособившееся от природы, но тесно с ней связанная. Экономика и политика — подсистемы общества. Следовательно, обобщающее понятие — система.
Ответ: система.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.
1) представление
2) наблюдение
3) абстрагирование
4) ощущение
5) восприятие
6) суждение
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Абстрагирование и наблюдение — это методы.
Ответ: 23
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
Пояснение.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теория.
Ответ: 356.
Установите соответствие между формами культуры и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРОЯВЛЕНИЕ | ~ | ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
А) каргопольская глиняная игрушка | 1) элитарная | |
Б) обрядовые песни | 2) народная | |
В) картина «Белое на белом» К. Малевича | ||
Г) песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Садко» | ||
Д) увертюра М. Глинки «Камаринская» | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) Каргопольская глиняная игрушка — народная.
Б) Обрядовые песни — народная.
В) Картина «Белое на белом» К. Малевича — элитарная.
Г) Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы Н.А. Римского — Корсакова «Садко» — элитарная.
Д) Увертюра М. Глинки «Камаринская» — элитарная.
Ответ: 22111
Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
2) В городе открылся технический университет.
3) Рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком.
5) В республике прошли выборы депутатов республиканского парламента.
6) В стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых.
Пояснение.
Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
1) Жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет — да, верно.
2) В городе открылся технический университет — нет, неверно.
3) Рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня — нет, неверно.
4) Работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком — нет, неверно.
5) В республике прошли выборы депутатов республиканского парламента — нет, неверно.
6) В стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для учены — да, верно.
Ответ: 16
Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)ВВП — это совокупность экономических ресурсов, включающая ключевые производственные факторы.
2)ВВП отражает общественную потребность в определённом количестве товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения.
3)ВВП характеризует общий объем производства.
4)ВВП — это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
5)ВВП — это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы.
Пояснение.
1)ВВП — это совокупность экономических ресурсов, включающая ключевые производственные факторы. — нет, неверно, это не относится к ВВП.
2)ВВП отражает общественную потребность в определённом количестве товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения населения — нет, неверно, это не относится к ВВП.
3)ВВП характеризует общий объем производства — да, верно.
4)ВВП — это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года. — да, верно.
5)ВВП — это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы — нет, неверно, это не относится к ВВП.
Ответ: 34
Установите соответствие между видом банка и банковскими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ БАНКОВ | ВИДЫ БАНКОВ | |
А) денежная эмиссия | 1) Банк России | |
Б) кредитование предприятий | 2) коммерческие банки | |
Г) хранение золотовалютных резервов | ||
Д) расчетно-кассовое обслуживание клиентов | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Банк России выполняет следующие функции: выпускает деньги (эмиссия), хранит золото, устанавливаю ставки рефинансирования и минимальную резервную ставку.
А) денежная эмиссия — Банк России.
Б) кредитование предприятий — коммерческие банки.
В) мобилизация свободных денежных средств населения — коммерческие банки.
Г) хранение золотовалютных резервов — Банк России.
Д) расчетно-кассовое обслуживание клиентов — коммерческие банки.
Ответ: 12212
Индивидуальный предприниматель Семён за год получил доход в размере 2 млн рублей при затратах 950 тыс. рублей. 120 тыс. рублей он заплатил в качестве налога на доход, и ещё 25 тыс. рублей в качестве налога на имущество. На оставшиеся после уплаты налогов средства Семён приобрёл акции нефтяной компании, рассчитывая на высокие дивиденды. Какие экономические термины характеризуют описанную ситуацию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) макроэкономика
2) налоговый вычет
3) прибыль
4) косвенные налоги
5) прямые налоги
6) инвестиции
Пояснение.
1) макроэкономика — нет, неверно, данные процессы характерны для микроэкономики.
2) налоговый вычет — нет, неверно, в задании не указано, что он вернул часть уплаченных налогов обратно на каком-либо основании.
3) прибыль — да, верно, есть в примере (2 млн доход при 950 тыс затратах).
4) косвенные налоги — нет, неверно.
5) прямые налоги — да, верно, налог на доход и налог на имущество.
6) инвестиции — да, верно, Семен инвестировал часть прибыли в акции.
Ответ: 356
На рисунке отражена ситуация на рынке услуг сотовой связи: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (на графике Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с:
1) ростом цен на сотовые телефоны
2) снижением цен на услуги проводной связи
3) появлением на рынке новых операторов
4) развитием новых технологий в сфере беспроводной передачи данных
5) снижение покупательной способности населения
Пояснение.
Факторы предложения: цены на ресурсы, технология производства, налоги, дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке.
1) ростом цен на сотовые телефоны — нет, неверно.
2) снижением цен на услуги проводной связи — нет, неверно.
3) появлением на рынке новых операторов — да, верно.
4) развитием новых технологий в сфере беспроводной передачи данных — да, верно.
5) снижение покупательной способности населения — нет, неверно.
Ответ: 34
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Страта – слой людей, имеющих схожие признаки по психическим и физиологическим параметрам.
2) Сословия – большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности.
3) Поляризация общества способствует росту социальных конфликтов.
4) Распределение социальных групп и людей по стратам позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества с точки зрения доступа к власти, выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода.
5) К деклассированным элементам относятся люмпены – бродяги, попрошайки, нищие, а также, в некоторых случаях, маргиналы.
Пояснение.
1) Страта – слой людей, имеющих схожие признаки по психическим и физиологическим параметрам. Нет, неверно, их объединяет примерно одинаковый уровень к социально значимым благам.
2) Сословия – большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Нет, неверно, это характеристика классов.
3) Поляризация общества способствует росту социальных конфликтов. Да, верно, поляризация — рост разрыва между богатыми и бедными способствует росту социальной напряженности.
4) Распределение социальных групп и людей по стратам позволяет выделить относительно устойчивые элементы структуры общества с точки зрения доступа к власти, выполняемых профессиональных функций и получаемого дохода. Да, верно, это критерии стратификации.
5) К деклассированным элементам относятся люмпены – бродяги, попрошайки, нищие, а также, в некоторых случаях, маргиналы. Да верно.
Ответ: 345
В стране Л. провели социологические исследования готовности молодых людей к участию в обсуждении законов муниципального самоуправления и реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Треть респондентов не хочет участвовать в политике.
2) Бо́льшая доля молодых людей готова обсуждать законы муниципального самоуправления и участвовать в акциях и мероприятиях.
3) Каждый пятый молодой человек не интересуется политикой в силу разных причин.
4) Почти равные доли опрошенных считают, что обсуждение законов и участие в акциях и мероприятиях будет для них полезным и интересным.
5) Самая незначительная доля молодёжи ещё не определилась.
Пояснение.
1) Треть респондентов не хочет участвовать в политике — нет, неверно.
2) Большая доля молодых людей готова обсуждать законы муниципального самоуправления и участвовать в акциях и мероприятиях — да, верно.
3) Каждый пятый молодой человек не интересуется политикой в силу разных причин — нет, неверно.
4) Почти равные доли опрошенных считают, что обсуждение законов и участие в акциях и мероприятиях будет для них полезным и интересным — да, верно.
5) Самая незначительная доля молодёжи ещё не определилась — нет, неверно.
Ответ: 24
Выберите верные суждения о чертах, присущих демократическим выборам. И запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Лица, награждённые государственными наградами, при голосовании имеют два голоса.
2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий.
3) Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборные должности.
4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы.
5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования.
Пояснение.
Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем. Всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т. д. Равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос. Прямое и тайное голосование. Наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов. Гласность проведения выборо. Правдивое информирование избирателей. Отсутствие административного, экономического и политического давления. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Добровольность участия в выборах. Правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства. Периодичность и регулярность выборов.
1) Лица, награждённые государственными наградами, при голосовании имеют два голоса — нет, неверно.
2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий — да, верно.
3) Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборные должности — да, верно.
4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы — нет, неверно.
5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования — да, верно.
Ответ: 235
Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ | |
A) осуществляет меры по обеспечению обороны страны | 1) Президент РФ | |
Б) назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора | 2) Государственная Дума | |
B) назначает на должность и освобождает от нее председателя Центрального банка | 3) Совет Федерации | |
Г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства | 4) Правительство | |
Д) назначает референдум | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
A) осуществляет меры по обеспечению обороны страны — Правительство.
Б) назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора — Совет Федерации.
B) назначает на должность и освобождает от нее председателя Центрального банка — Государственная Дума.
Г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства — Президент РФ.
Д) назначает референдум — Президент РФ.
Ответ:
Конституция провозглашает государство Z демократическим правовым социальным государством. Какие из приведённых положений Конституции характеризуют Z как социальное государство?
1) Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
2) Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
4) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
5) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
6) Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Пояснение.
1) Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную — нет, неверно, здесь не прослеживается.
2) Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов — нет, неверно, здесь не прослеживается.
3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации — нет, неверно, здесь не прослеживается.
4) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища — да, верно.
5) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь — да, верно.
6) Материнство и детство, семья находятся под защитой государства — да, верно.
Ответ: 456
Найдите в приведённом списке основные конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) забота о памятниках истории и культуры
2) получение основного общего образования
3) получение социального обеспечения по возрасту
4) уплата законно установленных налогов и сборов
5) участие в выборах в органы местного самоуправления
Пояснение.
Конституция устанавливает следующие основные обязанности: соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59); заботиться о детях (ст. 38); заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38); получить основное общее образование (ст. 43); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).
1) забота о памятниках истории и культуры — да, верно.
2) получение основного общего образования — да, верно.
3) получение социального обеспечения по возрасту — нет, неверно.
4) уплата законно установленных налогов и сборов — да, верно.
5) участие в выборах в органы местного самоуправления — нет, неверно.
Ответ: 124
Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом.
3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты.
4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти.
5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов.
Пояснение.
1) По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Да, верно.
2) Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом. Нет, неверно.
3) Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты. Да, верно.
4) Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти. Нет, неверно.
5) Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов. Да, верно.
Ответ: 135
Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ | |
А) борьба с уличной преступностью | 1) суд | |
Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни | 2) прокуратура | |
В) вынесение решения или приговора | 3) полиция | |
Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина | ||
Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) борьба с уличной преступностью — полиция.
Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни — прокуратура.
В) вынесение решения или приговора — суд.
Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — прокуратура.
Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений — суд.
Ответ: 32121
В стране Z произошло реформирование судебной системы. Выберите из приведённого ниже списка характеристики, свидетельствующие о том, что судебная система страны Z демократизируется, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уголовные дела рассматриваются в отсутствии обвиняемого.
2) Введён суд присяжных.
3) Вводится апелляционный порядок обжалования решения судов первой инстанции.
4) Домашний арест как мера пресечения заменяется во всех случаях заключением обвиняемого под стражу.
5) Предварительное расследование уголовных дел поручается независимому от полиции органу.
6) Исключается возможность подачи гражданского иска к органам государственной власти.
Пояснение.
1) Уголовные дела рассматриваются в отсутствии обвиняемого — нет, неверно.
2) Введён суд присяжных — да, верно.
3) Вводится апелляционный порядок обжалования решения судов первой инстанции — да, верно.
4) Домашний арест как мера пресечения заменяется во всех случаях заключением обвиняемого под стражу — нет, неверно.
5) Предварительное расследование уголовных дел поручается независимому от полиции органу — да, верно.
6) Исключается возможность подачи гражданского иска к органам государственной власти — нет, неверно.
Ответ: 235
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера — особое _______(А) уверенности в чём-либо при недостаточной информации. Религиозной вера становится при условии веры в _______(Б) существование сверхъестественного, священного, возможность _______(B) человека с ним. Содержание религиозной веры символично.
Важным компонентом религиозного сознания являются _______(Г), эмоциональное отношение к сверхъестественному. B соединении с религиозной верой. Религии присуща соответствующая _______(Д), одним из проявлений которой является культ. Содержание культа определяется религиозными идеями. _______(Е) культовой деятельности являются осознаваемые в форме религиозных образов объекты и силы».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) активность
2) объективный
3) предмет
4) общение
5) общественный
6) восприятие
7) психологическое состояние
8) религиозные чувства
9) субъективный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 724813 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 724813
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.
С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е. В. Лукашева
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны быть названы принципы:
— принцип неотъемлемых естественных прав человека;
— принцип связанности законодателя правами человека;
— принцип разделения властей;
— принцип взаимной ответственности государства и личности.
Ответ:
Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) В ответе могут быть названы следующие условия:
— согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;
— уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;
— солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;
— человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;
— человек освобожден от жесткой опеки государства.
2) Объяснен смысл понятия, например: государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т.д.
Ответ:
Автор утверждает, что основная функция правового государства — защита и охрана прав и свобод граждан. Приведите три органа государственной власти, которые осуществляют данную функцию в РФ и кратко поясните, каким образом это осуществляется.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие органы власти и пояснения к ним:
1) Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.;
2) Полиция. Охраняет общественный порядок, предупреждает, пресекает правонарушения, расследует преступления и т.д.;
3) Суд. Разрешает правовые споры между субъектами правоотношений.
Ответ:
Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти;
2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;
3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.
Ответ:
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда;
− одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) смысл понятия, например: относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.);
2) одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда, например: Разделение труда может быть межотраслевым, межрегиональным, международным. (Может быть приведено любое другое предложение, содержащее информацию о видах разделения труда)
3) одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства, например: разделение труда позволяет постепенно расширять производственные возможности.
(Может быть приведено любое другое предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства).
Могут быть названы другие предложения. Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Ответ:
Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Сначала укажите взаимосвязь каких глобальных проблем Вы будете приводить, а затем пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:
1) Экологическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;
2) Проблема международного терроризма и угроза новой мировой войны. Например, угроза международного терроризма в современных условиях тесно переплетена с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);
3) Демографическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран.
Ответ:
В газете была опубликована заметка о том, что группа российских учёных – химиков, получив грант на исследование, в результате сложной работы под руководством известного академика синтезировала в лаборатории вакцину от опасного вируса.
Назовите и подтвердите ссылками на информацию, содержащуюся в публикации, три признака науки как социального института.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
Приведены три признака науки как социального института, каждый из которых подтверждён ссылкой на информацию, содержащуюся в публикации.
1) Включает в себя систему статусов и ролей (исследование проходит под руководством известного академика).
2) Удовлетворяет важнейшие социальные потребности общества (учёные синтезировали вакцину).
3) Располагает материальными ресурсами для выполнения своих функций (учёные работают на выделенный грант в специальной лаборатории).
Ответ:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное разделение труда в условиях глобализации». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Международные экономические отношения в эпоху глобализации:
а) международная торговля;
б) миграция рабочей силы;
в) международное движение капиталов;
г) экономическая интеграция;
д) валютно-финансовые и кредитные отношения.
2. Факторы международного разделения труда:
а) научно-технический прогресс;
б) структура национального производства;
в) спрос на мировом рынке.
3. Государственная политика в области международной торговли:
а) протекционизм;
б) фритредерство.
4. Меры регулирования внешнеторговых отношений национальными государствами:
а) тарифные;
б) нетарифные.
5. Ключевые глобальные экономические организации: ВТО, МВФ, МБРР и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Ответ:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. Пирогов).
29.2 Экономика: «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
29.3 Социология, социальная психология: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах).
29.4 Политология: «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин).
29.5 Правоведение: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).
Пояснение.
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
Ответ: