Запишите слово, пропущенное в схеме.
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение.
Основные стадии экономического цикла: подъем (экспансия), рецессия (спад, сжатие), стагнация (депрессия), оживление.
Поступает большое количество сообщений, что необходимо указать в качестве ответа «пик». Мы ориентируемся на ЕГЭ 2019 года, вторую волну, где в 25 задании, в одном из предложений, необходимо было привести 4 стадии экономического цикла. Составители ЕГЭ указали в ключах именно «подъем, экономический спад, депрессия и оживление». Исходя из этого мы указываем в качестве ответа именно «оживление», а не «пик».
Ответ: подъём или экспансия
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
Выборы, референдум, форма демократии, сход граждан, прямая демократия.
Пояснение.
Обобщающим понятием для всего ряда является форма демократии
Правильный ответ: форма демократии
Ответ: формадемократии
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.
1) налоги; 2) государственные займы; 3) обслуживание государственного долга; 4) дотации предприятий; 5) государственные пошлины; 6) эмиссия.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Из логического ряда выпадают 3 и 4, это расходные статьи бюджета.
Ответ: 34
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
Пояснение.
Человека принято считать «человеком разумным», так как он качественно развился в процессе эволюции, благодаря чему стал отличаться от животных. Как биологический вид человек обладает следующими характеристиками: телесными признаками, приспособленными к труду высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир сознанием, помогающим познавать окружающий мир мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки строением зубов, изменившим форму черепа. Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами: отношением к труду и деятельности осознанным отношением к природе целенаправленной и спланированной социальной активностью воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей созданием семьи как социальной ячейки общества воспитанием и образованием молодого поколения развитием способностей и талантов поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью — да, верно.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт — нет, неверно.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью — да, верно.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность — нет, неверно.
5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ — нет, неверно.
Ответ: 13
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФУНКЦИИ НАУКИ | |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала | 1) производственная | |
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство | 2) прогностическая | |
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы | ||
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей | ||
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара | ||
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Производственная функция науки связана с сближением науки и производства, с внедрением научных открытий в промышленность. Прогностическая функция связана с осуществлением прогнозирования последствий изменения окружающего мира, на основе данных предвидит возможные результаты развития процессов, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению.
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала — прогностическая.
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство — производственная.
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы — прогностическая.
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей — производственная.
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара — прогностическая.
Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата — производственная.
Ответ: 212121
Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование
Пояснение.
1) наблюдение — да, верно.
2) эксперимент — нет, неверно.
3) моделирование — нет, неверно.
4) конкретизация — нет, неверно.
5) эмпирическое описание — да, верно.
6) абстрагирование — нет, неверно.
Ответ: 15
Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.
2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.
3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.
4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.
5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.
Пояснение.
1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики — да, верно.
2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки — нет, неверно, это прогностическая функция.
3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика — да, верно.
4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки — нет, неверно.
5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах — да, верно.
Ответ: 135
Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СТАТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА | |
А) содержание органов власти | 1) доходная статья | |
Б) образование госрезервов | 2) расходная статья | |
В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством | ||
Г) национальная оборона | ||
Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Государственный бюджет — финансовый документ, роспись доход и расходов. Разрабатывается и исполняется правительством, утверждается Государственной Думой. К расходным статьям бюджета относится содержание органов власти, образование госрезервов, траты на оборону. К доходным статьям относится пени и штрафы, средства использования государственного имущества.
А) содержание органов власти — расходная статья.
Б) образование госрезервов — расходная статья.
В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством — доходная статья.
Г) национальная оборона — расходная статья.
Д) средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности — доходная статья.
Ответ: 22121
На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Основы рационального питания дошкольников.
2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.
3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.
4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.
5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.
6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.
Пояснение.
Экономика — наука, исследующая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют растущие потребности.
1) Основы рационального питания дошкольников — нет, неверно.
2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе — да, верно.
3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации — да, верно.
4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков — нет, неверно.
5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера — нет, неверно.
6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса — да, верно.
Ответ: 236
Ha графике изображено изменение спроса на услуги частных дошкольных учреждений на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижение числа детей дошкольного возраста
2) снижение оплаты в частных дошкольных учреждениях
3) открытие ряда новых муниципальных дошкольных учреждений
4) уменьшение числа частных дошкольных учреждений
5) широкое распространение практики выхода на работу вскоре после рождения ребёнка
Пояснение.
1) снижение числа детей дошкольного возраста — да, верно, уменьшение числа потребителей ведет к снижению спроса.
2) снижение оплаты в частных дошкольных учреждениях — нет, неверно, это приведет к снижению величины спроса, а не к снижению самого спроса.
3) открытие ряда новых муниципальных дошкольных учреждений — да, верно, так как они выступают субститутом для частных учебных заведений, следовательно, часть потребителей услуг частных учебных заведений перейдет в муниципальные, как результат спрос на частные снизится.
4) уменьшение числа частных дошкольных учреждений — нет, неверно, это приведет к снижению предложения.
5) широкое распространение практики выхода на работу вскоре после рождения ребёнка — нет, неверно, это приведет к увеличению спроса на данные услуги, так как необходимо будет с кем-то оставлять ребенка, вырастет число потребителей.
Ответ: 13
В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнёрская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Пояснение.
1) нуклеарная — нет, неверно, состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.
2) партнёрская — нет, неверно, то же самое, что и нуклеарная.
3) традиционная — да, верно, семья, в которой главную роль играет мужчина, все остальные члены семьи должны ему беспрекословно подчиняться (старший — глава семьи, женщины занимаются домашними делами, а мужчины обеспечивают семью).
4) многопоколенная — да, верно, тип семьи, в которой живут вместе три и более поколений, связанных общим хозяйством (под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки).
5) демократическая — нет, неверно, добровольное распределение обязанностей, равное участие супругов в принятии решений, активное участие женщины в общественном производстве.
6) моногамная — нет, неверно, состоящая из двух партнёров.
Ответ: 34
В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.
2) Опрошенные в возрасте 25−39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.
3) Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.
4) Респонденты в возрасте 40−54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.
5) Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.
Пояснение.
1) С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает — да, верно.
2) Опрошенные в возрасте 25−39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру — нет, неверно.
3) Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице — да, верно.
4) Респонденты в возрасте 40−54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью — нет, неверно.
5) Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений — нет, неверно, больше всего молодежи.
Ответ: 13
Любой гражданин государства Z, достигший совершеннолетнего возраста, имеет право участвовать в выборах президента страны и быть избранным в органы государственной власти. Выборы проводятся на альтернативной основе. На избирательных участках установлены кабины для голосования. Найдите в приведённом ниже списке принципы избирательного права страны Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) принцип равенства
2) многоступенчатость выборов
3) принцип всеобщности
4) принцип открытого голосования
5) принцип тайного голосования
6) обязательность имущественного ценза
Пояснение.
1) принцип равенства — нет, неверно. Не сказано, что любой избиратель имеет один голос, вне зависимости от социального статуса. В первом предложении задании раскрыт принцип всеобщности, но он еще не предполагает принципа равенства, когда у каждого из избирателей равное количество голосов (как правило, один избиратель=1 голос), об этом в условиях ничего не сказано.
2) многоступенчатость выборов — нет, неверно.
3) принцип всеобщности — да, верно (Любой гражданин государства Z, достигший совершеннолетнего возраста, имеет право участвовать в выборах президента страны и быть избранным в органы государственной власт)
4) принцип открытого голосования — нет, неверно.
5) принцип тайного голосования — да, верно (На избирательных участках установлены кабины для голосования).
6) обязательность имущественного ценза — нет, неверно.
Ответ: 35
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ | |
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации | 1) Президент РФ | |
Б) управление федеральной собственностью | 2) Совет Федерации | |
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации | 3) Государственная Дума | |
Г) разработка федерального бюджета | 4) Правительство РФ | |
Д) осуществление помилования | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации — осуществляет Совет Федерации.
Б) управление федеральной собственностью — осущестляет Правительство РФ.
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации — по представлению Президента Государственная Дума.
Г) разработка федерального бюджета — Правительство РФ.
Д) осуществление помилования — Президент РФ.
Ответ: 24341
В выборах президента государства N участвуют несколько кандидатов. Какие из приведённых ниже фактов свидетельствуют о демократическом характере выборов в государстве N? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Участие в выборах является обязанностью граждан.
2) Выборы проводятся путём тайного голосования.
3) Голосовать на выборах могут граждане моложе 18 лет.
4) Все кандидаты имеют равные возможности для ведения избирательной кампании.
5) На избирательных участках присутствуют наблюдатели.
6) В выборах имеют права принимать участие лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Пояснение.
Демократия — политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющихся закону. В демократическом государстве граждане имеют право участвовать в выборах. Голосование является тайным, на избирательных участках обязательно присутствие наблюдателей.
1) Участие в выборах является обязанностью граждан — нет, неверно.
2) Выборы проводятся путём тайного голосования — да, верно.
3) Голосовать на выборах могут граждане моложе 18 лет — нет, неверно.
4) Все кандидаты имеют равные возможности для ведения избирательной кампании — да, верно.
5) На избирательных участках присутствуют наблюдатели — да, верно.
6) В выборах имеют права принимать участие лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы — нет, неверно.
Ответ: 245
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны.
2) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
3) Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
4) Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.
5) Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Пояснение.
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права. Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
1) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны — да, верно.
2) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ — да, верно.
3) Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание — нет, неверно.
4) Необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается — нет, неверно.
5) Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности — да, верно.
Ответ: 125
Выберите верные суждения о субъектах гражданского права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Гражданская дееспособность физического лица в полном объеме возникает с момента рождения человека.
2) Субъектами гражданского права могут выступать физические и юридические лица, а также государство и муниципальные образования.
3) Объём правоспособности у всех дееспособных граждан одинаков.
4) Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.
5) Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 16 лет.
Пояснение.
1) Гражданская дееспособность физического лица в полном объеме возникает с момента рождения человека. Нет, неверно, она возникает постепенно и в полном объеме обретается с 18 лет.
2) Субъектами гражданского права могут выступать физические и юридические лица, а также государство и муниципальные образования. Да, верно
3) Объём правоспособности у всех дееспособных граждан одинаков. Да, верно
4) Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Да, верно
5) Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 16 лет. Нет, неверно, это относятся к лицам в возрасте от 14 и до 18 лет.
Ответ: 234
Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ | ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ | |
A) супруги открыли семейный ресторан | 1) уголовные | |
Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте | 2) семейные | |
B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора | 3) административные | |
Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака | 4) гражданские | |
Д) родители подарили сыну легковой автомобиль | ||
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
A) супруги открыли семейный ресторан — гражданские.
Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте — административные.
B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора — уголовные.
Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака — семейные.
Д) родители подарили сыну легковой автомобиль — гражданские.
Ответ: 43124
Граждане РФ Марина и Михаил решили заключить брачный договор. Какие условия из перечисленных ниже необходимы для вступления брачного договора в силу? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нотариальное удостоверение
2) письменная форма договора
3) регулирование личных неимущественных отношений
4) государственная регистрация брака
5) указание срока действия брачного договора
6) наличие общих несовершеннолетних детей
Пояснение.
Институт брачного договора регулируется статьями 40-44 Семейного кодекса РФ.
1) нотариальное удостоверение — да, верно, СК РФ 41 ст. п. 2
2) письменная форма договора — да, верно, СК РФ 41 ст. п. 2
3) регулирование личных неимущественных отношений — нет, неверно, брачный договор регулирует имущественные правоотношения, ст. 40 СК РФ.
4) государственная регистрация брака — да, верно, согласно 41 ст. СК РФ брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. По условиям задания необходимо указать условия необходимые для вступления брачного договора в силу.
5) указание срока действия брачного договора — нет, неверно, такие условия не предусматриваются СК РФ.
6) наличие общих несовершеннолетних детей — нет, неверно, такие условия не предусматриваются СК РФ.
Ответ: 124
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Среди различных регуляторов общественных отношений (________(А), обычаи, традиции, нормы общественных организаций) особое место занимает право. В политической и юридической __________(Б) нет единого подхода к определению данного понятия. Наиболее распространённым является определение права как системы общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных _______________(В) и обеспеченных его принудительной силой.
Внутреннее строение структурных элементов права называют ____________(Г) права. Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу _____________(Д) отношений. Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических ___________(Е), регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общество | 2) отношение | 3) государство |
4) мораль | 5) норма | 6) система |
7) общественный | 8) наука | 9) закон |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из текста задания, правильная последовательность 483675
Ответ: 483675
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы. <...>
Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним мотивам его поведения. Иное дело - мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. И в этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции. <.. .>
Проводя различия между правовыми и моральными санкциями, следует учитывать конкретно-исторические условия, в которых действуют эти социальные регуляторы. Большая жёсткость правовых санкций по сравнению с моральными - это не универсальное отличие, существовавшее во все эпохи и во всех обществах. Степень жёсткости моральных санкций, как и правовых, была различной в разные периоды у различных народов; кроме того, моральные запреты нередко становились правовыми, а правовые - моральными.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
(Е. А. Лукашёва)
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:
1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.
3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,
4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.
Ответ:
В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Указаны следующие различия:
— различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации;
— в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе;
— в различии субъектов, применяющих санкции.
2) Объяснение смысла понятия, например:
— правовая норма — общеобязательное правило поведение, регулирующее правоотношение и охраняемое силой государственного принуждения, которое содержится в источнике права.
Ответ:
В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Должна быть указан следующая специфика правовых санкций:
— специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
2) Могут быть приведены следующие институты:
— суд;
— прокуратура;
— полиция.
Ответ:
Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Указана позиция выпускника:
— согласия или несогласие.
2) Приведены аргументы в защиту своей позиции:
— аргументы в подтверждение:
1) только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;
2) право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида, он сам принимает решение следовать им или нет;
3) право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.
— аргументы в опровержение:
1) в государствах где свобода выбора индивида очень сильно ограничена существуют и правовые и моральные нормы, очень часто более жёсткие;
2) в большей мере право направлено на ограничение воли индивида и лишение его свободы выбора;
3) Люди вынуждены подчиняться правовым и моральным нормам, чтобы оставаться полноправными членами общества, даже если они не хотят следовать этим нормам.
Могут быть приведены и иные аргументы в защиту своей позиции.
Ответ:
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
− одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
1) Ограниченность ресурсов — конечность, дефицитность ресурсов, доступных человеку, их относительную недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
2) Рациональное поведение позволяет наиболее полно удовлетворить безграничные потребности человека в условиях ограниченности ресурсов.
3) Ограниченность земли как фактора производства может проявляться в исчерпаемости полезных ископаемых.
Ответ:
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы. Сначала укажите в чем заключается взаимосвязь, затем пример её иллюстрирующий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Правильный ответ может содержать примеры:
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, у японцев традиционно развита рыбная ловля);
2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, Россия является одним из ведущих экспортеров нефти и газа в европейские страны. Доходы от этого составляют до трети её бюджета);
3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, цунами в Японии разрушило несколько прибрежных городов и привело к смерти нескольких сотен человек).
Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах.
Ответ:
В стране Ъ было выпущено новое платежное средство - имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении контрольного пакета в руках государства.
Как называется экономический процесс, описанный в данном примере? Какой тип экономической системы формируется в стране Ъ? Назовите одно любое последствие данного процесса в экономике.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) назван экономический процесс: приватизация;
2) назван тип экономической системы: смешанный.
Могут быть названы следующие последствия:
− повышение эффективности предприятий;
− увеличение поступлений в бюджет;
− уменьшение количества монополий на рынке;
− привлечение сотрудников к управлению капиталом компании;
− создание обширной социальной базы мелких и средних собственников.
Может быть названо другое последствие.
Ответ:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Фирма в экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие фирмы.
2. Показатели эффективности фирмы:
а) прибыль;
б) рентабельность;
в) самоокупаемость и др.
3. Издержки фирмы:
а) постоянные издержки;
б) переменные издержки.
4. Постоянные издержки:
а) арендная плата;
б) расходы на содержание здания;
в) затраты на подготовку и переподготовку кадров;
г) заработная плата управленческого персонала и др.
5. Переменные издержки фирмы:
а) приобретение сырья;
б) оплата энергии;
в) оплата топлива;
г) оплата транспортных услуг;
д) расходы на тару и упаковку и др.
6. Источники финансирования фирмы:
а) внутренние источники финансирования;
б) внешние источники финансирования.
7. Виды организационно-правовых форм фирм:
а) акционерное общество;
б) общество с ограниченной ответственностью;
в) производственный кооператив и т.д.
8. Роль фирмы в экономике:
а) производство товаров и услуг;
б) создание рабочих мест;
в) выплата налогов и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 3, 7, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Ответ:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Люди превращают в игрушку весь свет» (Й. Хейзинга)
29.2 Экономика: «Деньгами надо управлять, а не служить им» (JI. Сенека)
29.3 Социология, социальная психология: «Вовсе необязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык» (М. Тэтчер)
29.4 Политология: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо)
29.5 Правоведение: «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы)
Пояснение.
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
Ответ: